Президент Касым-Жомарт Токаев назвал здоровье нации главным богатством государства, именно поэтому постоянно обращает внимание на дальнейшую модернизацию отечественного здравоохранения, улучшение качества медицинских услуг, повышение их доступности. Это взяли на вооружение сотрудники Центральной районной больницы Енбекшиказахского района Алматинской области.
Маленькая хозяйка большого дома
Сельский доктор… Сколько строк в нашей литературе посвящено людям этой поистине героической профессии! Еще не так давно врачи в далекой глубинке практически один на один боролись за здоровье и жизнь людей, поэтому мне было интересно узнать, что же изменилось за годы независимости в сельской медицине Казахстана? Для этого мы отправились в город Иссык, где расположена Центральная районная больница Енбекшиказахского района Алматинской области. Сразу признаюсь, то, что я увидела, превзошло все мои ожидания.
Иссыкская больница – это огромный медицинский кластер, вступивший в строй 9 лет назад по президентской программе «100 школ, 100 больниц». В ней работают свыше 2 тыс. человек, ведь Енбекшиказахский район – самый крупный в Алматинской области, и проживают в нем порядка 350 тыс. человек.
Жамиля Санаковна – поистине маленькая хозяйка большого дома, она справедливо считает: мало обладать хорошим зданием, оснащенным современной аппаратурой, главное – грамотно распорядиться всем этим многопрофильным хозяйством, сделать так, чтобы больница в полной мере выполняла возложенную на нее функцию по оказанию людям грамотной и эффективной помощи. Прошлым летом здесь был запущен процесс поэтапного перехода на социально ориентированную модель первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
– Мы считаем, что первичная медицинская помощь должна быть максимально приближенной к людям, что особенно важно для сельской местности, где нет столько больниц, как в городе, – говорит Жамиля Абеуова. – У нас функционируют 42 сельские врачебные амбулатории, которые рассредоточены по всему району, создано 139 участков семейной врачебной практики, на каждом из них по три специально подготовленные медсестры. Надо сказать, что в течение года мы переобучили почти 100 терапевтов и педиатров, обеспечив им более расширенную специализацию в соответствии с госпрограммой «Денсаулық». Кроме этого в наши основные цели входит обеспечение 15-минутной шаговой доступности и высокое качество первичной медико-санитарной помощи – это стандарт, определенный Алматинской декларацией, принятой в 1978 году Всемирной организацией здравоохранения.
Когда мы зашли в здание больницы, удивляться начали уже с порога: приемный покой выстроен по европейскому принципу в виде триаж-системы, что позволяет сортировать поступающих больных – экстренные, плановые и самообращенные. Каждая категория помечена своим цветом: зеленым, желтым и красным. Сразу видно – за зеленым занавесом нетяжелые пациенты, за желтым – экстренные больные, на оказание помощи которым у врачей есть время, а вот красная дорожка прямиком ведет либо в реанимацию, либо на стол хирурга.
– В этом году мы впервые внедрили самостоятельный сестринский прием, – продолжает рассказ главный врач. – Что это значит? Вы приходите в поликлинику и сначала попадаете в кабинет медсестры, она проводит первичный осмотр, помогает определить основные проблемы, формирует маршрут обследований. За счет этого мы облегчили работу участковых врачей, минимизировали очереди. Кроме этого, у нас организована служба поддержки пациента, или, как ее еще называют, служба сопровождения, то есть в поликлинике пациентов встречают социальные работники, которые помогают быстрее попасть либо к медсестре, либо к врачу, ведь каждый день поликлиника принимает большое количество больных. К сожалению, зачастую мы сталкиваемся с запущенными формами заболеваний – сельчане тянут до последнего, поэтому приходится проводить ежедневную разъяснительную работу с населением. Это делают социальные работники, раньше их у нас было 16, сейчас – 52 человека. Они готовят на каждую семью развернутый социальный паспорт, в котором учитывается все, вплоть до настроений внутри семьи. И если такую работу продолжать, то уже через год-другой мы сможем выйти на широкую профилактику.
Помощник – Интернет
Цифровизация здравоохранения – не дань моде, а, по мнению Президента страны, магистральный тренд прогресса медицины. Современные информационные технологии активно используют в своей работе и сотрудники Центральной районной больницы. Улучшать качество оказания медицинской помощи врачам помогает комплексная информационная система Damumed, которая с нынешнего года внедрена в медицинском центре, и теперь в режиме онлайн можно отслеживать, как идет процесс обслуживания пациентов. Хочу отметить, что грамотно налаженный режим работы с использованием современных средств связи позволил резко снизить очереди в поликлиниках, сократить число жалоб со стороны пациентов.
– Мы обеспечили каждого врача и каждую медсестру компьютерами, добились хорошей подачи Интернета, – поясняет Жамиля Абеуова. – Все сведения о больных заносятся в электронную базу данных. А по мобильному приложению Damumed сельские жители могут не только записаться на прием к врачу, но и узнать график работы того или иного специалиста, оперативно получить любые интересующие их сведения. Кроме этого, современные информационные системы позволяют нашему внутрибольничному медицинскому сообществу в режиме онлайн постоянно обмениваться информацией, обсуждать насущные проблемы лечения, диагностики. Цифровизация позволяет экономить ненужные административные затраты и драгоценное время врачей – теперь им не надо ежедневно приезжать в ЦРБ с отчетами из отдаленных амбулаторий, мы их принимаем в электронном формате, постоянно следим за работой на местах, оперативно решаем возникающие проблемы в онлайн-режиме.
Центральная районная сельская больница обслуживает своих пациентов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – от приема в поликлинике, вызова врача на дом и до самой высокотехнологичной хирургической операции. В ее составе не только поликлиника, но и стационар с отделениями для детей и взрослых, рассчитанный на 315 коек, отдельно стоящий инфекционный блок, прекрасно оборудованная лаборатория. Буквально через несколько дней в состав центра войдет крупный роддом III уровня.
Здесь можно получить практически все виды лечения – есть отделения терапии, кардиологии, эндокринологии, хирургии и другие. Эффективно работает свой нейроинсультный центр, где оказываются все виды помощи, как при ишемическом, так и при геморрагическом инсультах, вплоть до операций на головном мозге.
В больнице круглосуточно дежурят 9 машин неотложной медицинской помощи. Санитарный транспорт есть и в семейных амбулаториях. Вся эта служба также работает в системе онлайн (GPS-навигаторы), что позволяет отслеживать нахождение каждой машины, оперативно отправлять их на вызовы.
Молодая смена
Особая гордость руководителя больницы – отряд молодых специалистов, которых она готовится принять.
– Не секрет, что молодые специалисты с неохотой едут работать в село, но нам удалось сагитировать сразу 36 нынешних выпускников лучших медицинских вузов страны. Причем мы ожидаем врачей различных профилей, в том числе 22 врача общей практики, их мы ждем с особым нетерпением. Всех молодых специалистов наша больница будет лично обеспечивать подъемными – 150 тысяч тенге единовременно, и пока у них не появится свое жилье, будем оплачивать им аренду. И конечно, все они станут получать сельские льготы, что тоже существенно – 25% надбавки к заработной плате.
Конечно, Жамиля Абеуова понимает, что молодые врачи должны еще набираться опыта работы, ведь пока что багаж знаний у них в основном теоретический. Но учить и не только молодых – это еще один очень важный участок ее работы.
– Мы постоянно занимаемся обучением и переобучением наших кадров – причем учатся все, начиная от врачей до младшего медицинского персонала. У нас подготовлена замечательная команда тренеров-координаторов по универсально-прогрессивной модели патронажа за детьми и беременными женщинами в формате супервизии, которые постоянно обучают врачебный персонал. Создана и эффективно работает медиаинформационная служба в СМИ, социальных сетях, функционирует сайт предприятия, блог и аккаунт руководителя. В общем, мы делаем все, чтобы наша больница была на уровне лучших медицинских центров. Хорошая клиника должна врачевать не только тело, но и душу, вселяя в людей оптимизм.