14 сентября в Алматы он встретился с руководителями СМИ. Вот ключевые тезисы, которые дают понимание будущего отрасли здравоохранения Казахстана:
1. Сейчас расходы государства на лечение одного казахстанца составляют порядка $300 в год. С внедрением медицинского страхования, которое начнет работать с 1 января 2020 года, мы к 2025 году увеличим эти расходы в два раза. Так мы встанем на одну позицию с Турцией, которая по этому показателю занимает одну из последних строчек в рейтинге стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), на которые все равняются. В высокоразвитых странах Европы расходы на здравоохранение могут достигать $3-4 тыс на человека. Так что нам есть куда расти дальше.
2. Внедрение медицинского страхования не отменяет минимальный пакет услуг для всех граждан. Если нужно вызвать скорую помощь, лечиться от социальных болезней (например, туберкулеза, онкологии) никто в больнице не будет спрашивать: «У вас есть страховка?». Лечить будут всех, но страховка открывает доступ к более широкому спектру услуг. И так отрасль здравоохранения работает во всем мире: богатые люди тратят больше денег на медицинское страхование, соответственно, имеют лучше показатели по продолжительности жизни. Самозанятые смогут приобретать страховки прямо в поликлиниках, чтобы у них открылся доступ к платным медицинским услугам. Людям не нужно будет иметь карточки, все данные будут храниться в электронном паспорте.
3. До 1 апреля 2020 года застрахованными будут считаться все граждане Казахстана и постоянно проживающие иностранцы. Понятно, что человек может переходить из одной категории в другую: например, уволившись, но не устроившись пока на новую работу, либо не открыв еще предприятие, в котором будет вести свой бизнес. Нет такой системы, в которой от всех людей поступают платежи регулярно – 12 раз в году. Только у 45% работников в Казахстане платежи по страховке поступают 12 раз в год. Понятно, что возникает риск для системы: расходы на медицинское обслуживание делаются постоянно, а деньги по страховке – нет. Поэтому мы будем проверять платежи по страховке – должен быть сделан хотя бы один за последние три месяца, тогда человек считается застрахованным. Поскольку медицинское страхование стартует с 1 января 2020 года, мы не можем требовать, чтобы платежи делались до этого срока. Поэтому в первые три месяца следующего года страховка автоматически будет распространяться на всех.
4. Налоговые органы будут помогать отслеживать регулярность отчислений на медицинское страхование. Бывает ведь такое, что частное предприятие нерегулярно платит зарплату – нет доходов и оно встает на паузу. Возникают риски для системы, поскольку, как я говорил, мы не можем задерживать медицинское обслуживание в ожидании поступлений. Поэтому мы закладываем в систему 8 платежей в год на каждого человека, будем стараться выдерживать этот показатель.
5. Мы стали проводить все тендерные комиссии в онлайне, транслируя в Facebook. Раньше решения принимались в закрытых кабинетах, а ведь на одну и ту же позицию может быть несколько поставщиков с разными ценами. В результате прозрачности тендеров мы получили экономию на закупе лекарств в размере 24 млрд. тенге.
6. Когда начались жалобы, что в аптеках нет лекарств, которые бесплатно обеспечиваются государством, то мы выяснили такую ситуацию: они есть, числятся в аптеках как выданные, а по факту лежат на складе. Мы передали эту информацию в правоохранительные органы, сейчас ведется расследование. Уже заведено 27 уголовных дел, из которых 26 – в регионах. Объемы сокрытых лекарств оказались катастрофическими. Замешаны были некоторые главные врачи, которые списывали лекарства как выданные больным, а затем передавали их на розничный рынок. Мы обнаружили инсулин, который закупался нашим государством, в соседних странах – России, Узбекистане.
7. В результате сокращения фактов списывания лекарств экономия в системе здравоохранения составила 14 млрд тенге. Я эти деньги перекинул на скорую помощь – в этом еще одно преимущество системы страхования, в гибкости финансирования. Раньше, чтобы перенаправить деньги, мне нужно было вносить изменения в закон. А перекинуть деньги с одного региона на другой вообще не представлялось возможным. Теперь же это делается куда проще.
8. В аптеках нет прозрачного учета. Их оборот по официальным данным составляет 300 млрд тенге. Эксперты говорят, что эту цифру можно смело увеличивать вдвое. То есть, каждое второе лекарство продается без учета, его происхождение непонятно.
9. Идет процесс оцифровывания данных по больным. Выяснилось, что у нас на 30% больше гипертоников и диабетиков. Раньше они не числились в базе, теперь мы их видим, будем с ними работать. Дальше мы хотим оцифровывать все рецепты врачей, чтобы, когда человек приходил в аптеку, провизор по базе видил назначение. В будущем, думаю, придем к технологиям, которые уже работают в других странах: когда человек получает лекарства не в аптеках, а в вендинговых аппаратах. Там уже, конечно, полный учет медикаментов.
10. Мы хотим больше давать бесплатных лекарств. Исследование показывает, что приверженность полноценному лечению выше, когда человек получает бесплатно весь комплекс лекарств. Когда ему выдают одно-два, остальное он сам должен докупить, то не у всех есть такие возможности, и результат такого лечения, как правило, половинчатый. В развитых странах лекарства либо бесплатные, либо государство компенсирует 80% их стоимости за счет медицинских страховок. Это важный фактор для повышения продолжительности жизни.
11. У нас ежегодно идет снижение смертности от онкологии. В этом году, например, мы ввели бесплатный анализ опухоли при раке легких и кожи. В Алматы и Караганде есть центры, где определяют мутацию и на основе полученных данных подбирают лечение. Эти дорогостоящие технологии мы смогли у себя внедрить благодаря экономии средств. Направили их на диагностику.
12. Единственный способ начать создавать инновации в отрасли здравоохранения – передавать клиники университетам. Там талантливые студенты будут применять свои идеи. Пять научно-исследовательских институтов в области онкологии и хирургии мы передали Казахскому национальному медицинскому университету им. С.Д.Асфендиярова, чтобы он производил там большую трансформацию и создавал новую инфраструктуру.